25 октября 2019 года на базе МАОУ "СОШ № 24 г. Челябинска" в рамках IV формума "Новое поколение выбирает!" была организована форсайт-сессия проектной группы "Апробация механизмов взаимодействия системы общего образования г. Челябинска с социальными партнерами по организации профориентационной деятельности". С программой Вы можете ознакомиться ниже:
Дата проведения: 25 октября 2019 года
Время проведения: 13.00 – 15.00
Открытие Сычева Алла Айзиковна, директор Муниципального казенного учреждения «Центр обеспечения деятельности образовательных организаций города Челябинска"
Необходимо ли социальное партнерство в системе образования? Боричева Наталья Николаевна, директор Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24 г. Челябинска"
Роль социального партнерства в достижении нового качества и высокого уровня профессиональной ориентации Чисткова Светлана Владимировна, декан факультета предвузовской подготовки ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)», кандидат педагогических наук
Представление опыта сотрудничества ГБПОУ «ЮУМК» со школами Металлургического района города Челябинска Потапова Елена Георгиевна, заместитель директора по научно-методической работе, руководитель комплекса строительства и предпринимательства Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Южно-Уральский Многопрофильный Колледж", Выступление агитбригады Колледжа
Сетевое взаимодействие с организациями среднего профессионального образования по профориентации, социальному проектированию обучающихся с ОВЗ (ТНР) Люнченко Вера Дмитриевна, Совалкова Ольга Анатольевна, учителя МБОУ «С(К)ОШ № 11 г. Челябинска»
«Школьное лесничество – пространство возможностей профессиональной ориентации в сфере лесного хозяйства» Вебер Елена Дмитриевна, заместитель директора по учебной работе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 94 г. Челябинска» Выступление агитбригады «Лесок»
Механизмы и формы взаимодействия системы общего образования города Челябинска с социальными партнерами по организации профориентационной деятельности Лебедев Сергей Викторович, ведущий специалист Учебного центра ПАО «ЧМК», директор музея ПАО «ЧМК»
Подведение итогов Ершова Валентина Александровна, начальник отдела Муниципального казенного учреждения «Центр обеспечения деятельности образовательных организаций города Челябинска"
Положение о проведении «ДНЯ ТЕХНОЛОГИИ»
Положение о проведении районного творческого конкурса «Металлургия глазами поколения NEXT»
Перечень тем профориентационных экскурсий на промышленные предприятия города Челябинска
Проект «дорожной карты» взаимодействия общеобразовательных организаций с социальными партнерами на 2019/2020 учебный год
Контактная информация 722-63-47 Ершова Валентина Александровна
met-ruo@mail.ru
Механизмы взаимодействия системы образования Металлургического района с социальными партнерами по организации профориентационной деятельности
Механизмы взаимодействия образовательных организаций с работодателями могут быть выработаны лишь в процессе реализации совместных мероприятий. Важным условием конструктивного диалога является единое и точное понимание целей и средств совместной деятельности. Сотрудничество должно приносить понятную взаимную «выгоду» всем сторонам и иметь четкую, реализуемую программу. В этом контексте можно определить цели взаимодействия:
- цель образовательных организаций – формирование у учащихся представлений о структуре современного производства, содержании труда профессионалов в различных отраслях, актуальном «профессиональном окружении»;
- цель предприятий-работодателей – информирование учащихся о преимуществах работы на данных предприятиях, то есть формированию позитивного, привлекательного образа своей организации.
Среди форм сотрудничества производственной и образовательной сфер выделяют:
- организация профессиональных проб, мастер-классов;
- сетевая форма реализации образовательных программ по отдельным предметам;
- дуальное образование в рамках целевой профессиональной подготовки;
- проведение совместных профориентационных мероприятий;
- профориентационные экскурсии на промышленные предприятия и т.д.
Для реализации программ сетевого взаимодействия должен быть создан комплекс необходимых условий:
– организационные условия: создание информационно-образовательной среды, обеспечение добровольности участия, наличие ресурсов у участников взаимодействия, ясность общей цели и понимание путей ее достижения, создание координирующего центра, совместное планирование и согласованность действий, коммуникационная доступность сетевых участников, деятельность в нормативно-правовом поле;
– финансовые условия: многоканальное финансирование, обеспечение экономической эффективности сетевого взаимодействия, развитие платных образовательных услуг.
– материально-технические условия: использование возможностей сетевых партнеров для восполнения недостатка материально-технических ресурсов;
– кадровые условия: наличие педагогов, отвечающих требованиям конкретного сетевого проекта, профессиональная компетентность ключевых исполнителей сети, готовность участников к обучению, переменам, формированию и развитию инновационного и креативного мышления;
– нормативно-правовые условия: разработка пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок построения правоотношений в условиях сетевого взаимодействия;
– научно-методические условия: разработка сетевых планов, образовательных программ, программ психолого-педагогического сопровождения, проведение методических семинаров, мастер-классов и др.; разработка и распространение методических рекомендаций опыта работы по проблемам и результатах сетевого взаимодействия и др.
В процессе сетевого взаимодействия используется следующий комплекс организационно-правовых механизмов и нормативно-правовых документов:
• муниципальное задание – определяют статус, ответственность участников сети;
• договоры о сетевом взаимодействии – позволяют закрепить гражданско-правовые отношения участников взаимодействия и регулировать вопросы: проведения совместных мероприятий, использование собственности и денежных средств образовательных учреждений, распределение кадровых ресурсов, полномочий и ответственности, организационные схемы и процедуры управления совместной деятельностью и отчетности ее результатов;
• планы, проекты, программы – определяют содержание деятельности в рамках сетевого взаимодействия;
• положения (о координационном совете, о материальном стимулировании работников по НСОТ, о педагогическом совете, о методическом совете, о временном творческом коллективе, об учебном кабинете, и пр.);
• должностные инструкции (директора, заместителя директора, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, методиста, тьютора и т.п.).
При сетевом взаимодействии общеобразовательной организации и организации СПО, в лицензию организации СПО необходимо внести изменения, указав соответствующую образовательную программу.
Общеобразовательная организация закрепляет в локальном акте за собой процедуру проведения аттестации учащихся, задействованных в сетевой форме обучения.
В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы, определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
4) вид документа об образовании или квалификации;
5) срок действия договора, порядок внесения в него изменении и прекращения (Договор о сетевом взаимодействии).
С целью формирования у учащихся представлений о структуре современного производства, содержании труда профессионалов в различных отраслях, актуальном «профессиональном окружении», содействия процессу самоопределения и самореализации обучающихся в будущей профессиональной деятельности в Металлургическом районе образовательные организации участвуют в творческих конкурсах «Металлургия глазами поколения NEXT», Брейн-ринг, районном «Дне технологии», принимают участие в Днях открытых дверей колледжей и высших учебных заведениях; посещают экскурсии руководители, педагогические работники и учащиеся.
В условиях, когда межсистемные связи лишь намечаются, наиболее «интуитивно понятной» формой совместной работы является организация экскурсий на предприятие.
Профориентационная экскурсия – одна из самых эффективных форм ознакомления обучающихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий.
Можно выделить следующие типы профориентационных экскурсий:
- обзорные – организуются с целью общего знакомства с предприятием, проводится по определенному маршруту: музей, цех, отдел технического обучения;
- тематические экскурсии – проводятся по темам школьных предметов, по плану школы в целях всестороннего ознакомления с предприятиями и пропаганды определенных профессий для подростков и старшеклассников.
Привлекательность данной формы профориентации определяется несколькими факторами:
- проведение экскурсий не требует от сторон больших кадровых, правовых и инфраструктурных затрат;
- экскурсии являются наиболее традиционной и естественной формой сотрудничества;
- экскурсия, как форма информационно-просветительской работы, способствует формированию у детей и подростков положительного отношения к рабочим профессиям.
Механизмы взаимодействия системы образования с социальными партнерами по организации профориентационной деятельности
ПРОЕКТ Договор о сетевой форме реализации образовательных программ №___________
Проект о сотрудничестве об организации и проведении профориентационных экскурсий №_________